Учебная практика (пленэр) является частью процесса обучения в детских художественных школах. На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. Во время пленэра учащиеся также собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. Тематика данной программы основана на изучении природы родного города, архитектурных памятников и стиля. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т.п. При этом, длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку. Содержание заданий пленэра направлено на развитие у учащихся самостоятельного творческого решения поставленных задач.
Во время прохождения практики учащиеся закрепляют и развивают навыки живописной и графической техник, композиционного решения задания, полученные на аудиторных занятиях, выполняя на пленэре этюды и зарисовки с натуры. Преподаватель практики оказывает организационную помощь и проводит консультации при выполнении программы практики.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Преподаватель может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать преподавателя, а в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.
Актуальность курса определяется тем, чтобы показать учащимся, что пленэры являются неотъемлемой частью создания работ, с их помощью учащиеся лучше воспринимают и в дальнейшем распознают цветовые гаммы красок. Делая работы по архитектуре, природе и стилю родного города, положительно сказывается на формировании любви к городу, культурного и эстетического развития учащихся.
Предлагаемый курс должен:
- вызвать у учащихся интерес к самостоятельной работе на пленэрах;
- вызывать интерес к стилю и природе города;
- дать толчок для развития творческого потенциала учащихся;
- помочь развитию пространственного мышления.
По завершению курса учащиеся должны знать:
- общие понятия о перспективе;
- роль законов композиции в пейзаже.
По завершению курса учащиеся должны уметь:
- правильно работать в изученных техниках;
- пользоваться основными инструментами и материалами художника;
- выполнять рисунки в соответствии с требованиями живописи и графики;
- выбирать оптимальную точку положения, для выполнения рисунка;
Место и время проведения учебно-творческой практики (пленэр)
Местом проведения учебно-творческой практики «Пленэр» являются окрестности города. Во время прохождения практики учащиеся выполняют рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски.
Виды деятельности учащихся в период учебно-творческой практики «Пленэр»
- согласование организационных моментов по проведению пленэрных мероприятий: ознакомление с перечнем заданий пленэрной практики, требованиями к оформлению просмотра;
- выполнение заданий практики.
В программе соблюдается последовательность заданий от простых (зарисовки и этюды растений, отдельно стоящих деревьев, не сложных построек, краткосрочных этюдов на состояние и т.д.) к сложным (изображения общих тонально-цветовых состояний пейзажа в течение дня и в разную погоду, этюдам фигуры человека в природной среде, композиционно-тематическим заданиям по мотивам окружающей действительности).
Все работы выполняются, как правило, простым карандашом и акварельными красками на качественной бумаге. В зависимости от уровня развития способностей, профессионального опыта и индивидуальных наклонностей учащимся в дальнейшем возможно выполнение заданий и другими графическими материалами.
Срок реализации учебного предмета
Пленэрная практика проводится в летнее время (одна неделя в июне) с 2-4 классы и рассредоточено в различные периоды учебного года (выпускной-5 класс) Продолжительность практики по 1 недели в каждом классе (28 часов), всего –112 часов. С дополнительным годом обучения – 140 часов.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Объем времени - 28 часов.